9 мин.

Богатые тоже плачут, или Почему у ЦСКА есть деньги, но нет ни результата, ни болельщиков

А самое интересное в этом посте, что болельщик ЦСКА будет разносить любимый клуб. Или не разносить? Так уж вышло, что с армейским клубом знаком давно и не только с трибун, так что есть определенные сведения, позволяющие делать не самый очевидный вывод. 

Сразу выставлю главный тезис. Давно уже эту тему продвигаю и с каждым днем убеждаюсь в ее справедливости. У любых симптомов есть причина. Бесполезно пить обезболивающие, лечиться примочками, если виной всему рак. И у раковой опухоли в организме ЦСКА есть конкретное имя - Есмантович Игорь Вячеславович, президент, или, как его частенько болелы величают "презик". И вот причины так считать, посчитаете необъективными - дайте знать. 

1. Советский менеджмент не ведет к советскому хоккею.

В чем заключается совдеповский подход к любому делу, связанному с финансами? Только честно. Освоить максимально бюджет, максимально эффектно об этом доложить, само собой достойную сумму оставить себе, никто ж особо не следит, ну а реальное качество выполнения не так уж и важно. В постсоветские времена в большинстве бюджетных организациях и госкорпорациях по сути так и осталось. Вот и в ЦСКА так получается. Суммы в межсезонье потрачены более чем серьезные, газеты о них и о приобретенных на них игроках громко раструбили, теневую экономику мы никогда не узнаем, но явно она есть, а качество... А что качество? Кто об этом всерьез задумается? Всех устраивает формулировка, что "ЦСКА купил за огромные деньги молодых игроков, каждый из которых был в лидерах в своем прежнем клубе". На деле они, конечно молодцы, но Капризов феерил далеко не в каждом матче, а трио из Сибири в ответственный момент, когда команду надо было на себе втаскивать в плей-офф, не забило ничего. Марченко, Грогоренко Любимов и Нестеров взяты и от них ждут многого только потому что они из НХЛ вернулись, ну первый еще, вроде как, свой воспитанник. Бурдасов Был в Авангард сослан из СКА, был там хорош, но до лидерских высот ему там далековато было. Из реально ценных приобретений - это забивной защитник Робинсон и один из самых жестких чекеров - защитник опять же, Михаил Пашнин. Остальные фамилии большинству скорее всего даже не знакомы. Т.е. большой бюджет потрачен, НИ ОДНОЙ ЗВЕЗДЫ объективно не приобретено, всего ДВА беспорно полезных приобретения, остальные по сути "первые парни на своих прежних деревнях", где они, может, и зажигали, но уровень давления и уровень целей их прежних команд был совсем другим.  Моя личная оценка работы селекционной службы - "3". 

2. Личные цели важнее целей команды.

Разговоры о конфликте начальства команды с экс-генменеджером команды Сергеем Федоровым и г.т. Дмитрием Квартальновым (КвартальНОВ он, а не КвартальНЫЙ, выучте же наконец, и склонять надо соответственно) ходят разные, но достаточно давно. Федоров и "Квадрат" и сами то были были  далеко не лучшие друзья, но "уходили" их одинаково методично и в целом, по одинаковой схеме. Это притом, что именно при Федорове команда после тяжелых фетисовских времен стала наконец поднимать голову. Да, были спорные фигуры, но, чтобы научиться, нужно время, и в итоге получилась команда, которая три года подряд сильнее всей лиги. Да, судим по регулярке, т.к. Кубок Гагарина, как давно понятно, не выигрывается, а забирается или хозяевами лиги, или теми, кому по каким-то причинам его пожаловали с барского плеча. Частью этой команды был итренер Квартальнов, без железной руки которого все это было бы невозможно. А быть одновременно волевым тренером и бесхребетным человеком невозможно, у Дмитрия Вячеславовича были и остаются свои принципы, и закупка всех подряд, кто приглянется верховному руководству под них не подходит. Он знал что хотел, и как, а главное с кем, этого можно добиться. Таким вот образом были аккуратно (или не совсем) убраны из системы ее два главных мотора - тот, кто эту систему собирал по персоналиям и тот, кто заставлял уже собранную систему работать без сбоев. Зато остался президент Есмантович и ему уже никто и ничего не мешает. 

3. Большая сила подразумевает большую ответственность. Или нет?

Начну с тобо, чем закончил предыдущий пункт. Игорь Есмантович из тяжеловесных фигур в ЦСКА остался один. Должность геренального менеджера упразднена, на мостик поставлен тренер, обязанный боссу своим продвижением, так что бузить точно не будет. Кстати, о тренере, искренне уверен, что Игорь Никитин - лучший кандидат в тренеры ЦСКА из всех имевшихся. Аргументация надолго, так что как нибудь в другой раз. Так вот, снизу никто не возбухнет, сверху тем более, там дали денег и радуются, что больше не просят. Так называемый попечительский совет, собранный из ветеранов, чье виденье вопроса законсервировалось на уровне 70-80-х годов, тоже в целом всем доволен и не возмущается. Руки развязаны. И дела уже начали воротиться. Правда не совсем куда надо. Когда селекцией занимается человек без соответствующего опыта и тем более без понимания хоккейной кухни, вполне может получиться то, что получилось. На бумаге едвали не сильнейший состав, на деле - "кто в лес, кто по дрова". И причины тому очень простые. Полная лавка "свободных художников", таскать рояль особо некому, в защите,  ну кроме пары лиц, все те же "дрова", которые не один год успешно хоронят команду в самые ответственные моменты. Удивляться, собственно, нечему. Кроме одного удивительного факта. Если что-то пойдет не так, убирать будут игроков, тренеров... Кого угодно, кроме главного архитектора всего этого бардака - господина Есмантовича. Интересная подстава, не находите?

4. Бизнес по-советски.

В Советском союзе много чего не было. Преступности, наркомании, секса. Бизнеса официально тоже не было. Потому совдеповские руководители, дети плановой экономики, не сильно понимают, как зарабатывать деньги, кроме как доить спонсора. Ну ладно, есть еще плавающий на поверхности вариант с продажей билетов, но дальше полная беда. Кому-то повезло, начальники съездили за кордон, узнали, как все делается, или сами являются поклонниками хоккея, как игры и зрелища, тогда они спокойно налаживают работу на месте, работают с болельщиками, те чувствуют теплое отношение к себе. Болельщик хочет посмотреть хоккей, в перерывах поесть вкусного, обзавестись красивой атрибутикой, поучаствовать в увеселениях. Грамотный менеджер понимает, что деньги зарыты в каждом пункте предыдущей фразы, далеко не только в билетах. Более того, это взаимосвязано: когда люди знают, что при любом исходе матча они приятно проведут время, они скупают билеты и забивают трибуны любой вместимости на матче любой важности (привет треклятому клубу "из трех букв", работа с болельщиками у них выстроена на высоте, отсюда и постоянные аншлаги, которые не исчезнут даже если судьи вдруг перестанут приподносить СКА все победы на блюдечке). А есть люди совсем уж "олдскульные" в самом скучном понимании слова. Нет, отмазу придумать они умеют, на любой вопрос босс ЦСКА отвечает заезжаным "ну а что вы хотите, дворец старый". Это, действительно, сложно изменить. Но уют можно навести и в "хрущевке", если постараться. А вот это уже предполагает действия и изобретательность. Ни к тому, ни к другому у президента ЦСКА душа, похоже, не лежит. Но зарабатывать как-то надо, если нули в отчетах писать, снимут же рано или поздно, скорее даже рано. А раз ничего, кроме билетов, делать не хотим, остается простой и понятный выход - задрать цены. Так на топовый матч на арену ЦСКА можно попасть минимум за 1100 рублей. МИНИМУМ!!! А если не за ворота, и если ты не один, а тем более с семьей... Уже прикинули, какая сумма набегает? А за центральный сектор будь добр выложи 2500 деревянных. Ну хорошо, сделали скидку для детей 100 рублей и приподнесли это как неслыханную щедрость. И что за это будет? Хоккей нестабильного качества, отсутствие нехоккейного интертейнмента, 2-3 кепочки скучноватого дизайна в магазине, 2-3 маечки, 2-3 шарфика и шайбы с автографами великих. Да, забыл про очереди за едой. Как и в советские времена, даже еду, даже за деньги нельзя получить просто и удобно. Короче говоря, даже не самый умственно одаренный болельщик понимает, что дома бесплатно, есть пиво, комментатор и повторы, а еще друзья придут в любом количестве, по прежнему с пивом и бесплатно. У хоккейного клуба ЦСКА большая армия болельщиков, но что поделаешь, если клуб (не хоккейный, а административный) не хочет видеть эту армию на трибунах? На ключевой вопрос любого бизнеса "Почему покупатель должен прийти именно к тебе?" у нынешнего руководства ЦСКА ответа нет. И, видимо, нескоро появится. Тем более, что на обращение болельщиков в прошлом году Есмантович ответил, что цели зарабатывать самостоятельно с клуба никто не снимал, мотивируя этим то, что цены снижать не будут. Если такая цель и стоит, за ее выполнением никто не следит, иначе у ЦСКА давно бы были другие руководители.   

5. Реклама - прошлый век, все о нас и так знают.

Да, судя по полному отстуствию какого-либо продвижения где-либо, менеджмент армейцев в этом убежден на 120% как минимум. Несколько примеров. СКА с его половиной питерских рекламных щитов заклеенных афишей или просто завлекаловками, традиционно выносим за скобки. Казань. Ехал в такси, по радио раздавали, даже не разыгрывали,  300 (!!!) билетов. Ну да, первые 150 дозвонившихся получали по два билета. И это на матч Ак Барс-ЦСКА. Топовый, на минуточку. И это при том, что самый дорогой билет стоит 800 рублей (почувствуйте разницу), а билеты все раскуплены. Т.е. в общем то не обязательно было раздавать, можно было и распродать. Нет, любимым болельщикам - надо дать. Минск. За час сидения в гостинице с включенным телевизором реклама матчей местного Динамо прокрутили раз 10. Ярославль. Картина как в Питере, только без эмблем Газпрома. Про Ригу молчу, команда переживает сложные времена, на игры не ходят, как говорили сами болельщики не потому что билеты дорогие, а просто потому что с экономикой у н их сейчас вообще не очень, тем не менее несколько красочных плакатов по городу все-таки заметил. 

Московский ЦСКА - это брэнд. Без преувеличения. За границей при виде кепки со звездочкой мне не раз предлагали обменять или купить. И у нас в стране, многие болельщики помнят былые времена. Считают, что этого достаточно. Хотя на матчи Спартака и Динамо регулярно зазывают и по радио, и с плакатов, и даже автобусы обклеенные можно встретить. У "красно-синих" своя дорога, видимо. Жаль.

Такая вот невеселая история. Команду сформировали с целым списком нюансов, продвижение и сервис хромают на обе ноги. Откуда тогда удивление, что и игра получается "с нюансами" и смотреть на эту игру народ с трибун, т.е. за деньги, не больно то хочет? Грустно, но факт. Слышал много историй, что в кабинеты, как и в сам хоккей большинство попадают по знакомству, опять же привет славному советскому прошлому. А дипломированные специалисты, болеющие игрой и понимающие индустрию, уходят на другую работу. Грустно.

P.S. Снова взглянул на заголовок. Богатые тоже плачут. Ну как сказать... В нашем случае, это скорее болельщики плачут. В городах уверенны, что Москва "все себе захапала", тем самым вредя хоккею в стране, в Москве знают, насколько эти горе-функционеры вредны в первую очередь для собственного клуба. А богатые не плачут. Им все равно весело, они же в плюсе. Хотя, наверное, им пофиг.

P.P.S. Уже лично от себя. Когда Салават всех скупил и пошел за кубком, все спокойно отнеслись. Когда Питер скупил вообще всё включая судей, тоже было немало тех, кто считал это все нормальным. Когда подниматься начала Москва - бурное негодование. Поймите простую вещь, СКА для Газпрома это любимая игрушка, и все связанное с этим всерьез и надолго. Роснефти же ЦСКА навязали сверху, это мягко говоря не профильный актив. Сегодня дали финансирование, завтра отнимут и снова вернемся в прежнее полустранное существование. Радуемся, пока можем. Порадуйтесь тоже, глядишь и у Вашего дворца спорта инкассатор перевернется.