7 мин.

Быть или казаться, или СКА и ЦСКА – действительно базовые клубы сборной?

 «Армейский» финал Западной конференции… Как много в этой фразе… Это и бельмо на глазу многих, кто болеет за другие клубы на Западе, и одновременно самый захватывающий сюжет и потенциальная сшибка из всех возможных. Это и история, противоречивая, как сама наша жизнь. Все началось с вывески, которая еще долго не потеряет актуальности. Продолжилось одной из самой позорных страниц истории КХЛ, когда команду, проигрывающую 0-3 в серии стали тащить всеми возможными и невозможными способами, а 7-й матч в той серии приходился на день рождения патрона этого самого клуба Романа Ротенберга, что означало многое, если не все. На следующий год тоже осталось много вопросов, то ли Питер, замученный совестью, вернул должок Москве, пролетев со свистом в четырех матчах (хотя кто в здравом уме будет так сливаться при своих болельщиках, возвращение долгов ведь подразумевает результат, а не показательную порку и позор в глазах своих болельщиков), то ли СКА в кои то веки судили по честному и проявился их истинный уровень против мотивированного соперника… Еще больше недоумений вызвало только то, с каким остервенением лига пыталась избежать третьего подряд «армейского» финала, протаскивая боевой, но не превосходящий ЦСКА на голову Локомотив… Даже игроки Локо признавались, что их удивляли судьи, сильно по разному реагировавшие на одни и те же эпизоды в серии с ЦСКА и  потом в финале со СКА…

 

Прошу простить расчувствовавшегося болельщика, ну как можно было не излить душу. Так или иначе, третий в истории финал Запада СКА-ЦСКА теперь это неизбежный факт. Пункты «актуальность проблемы» и «история вопроса» предлагаю считать закрытыми и можно вернуться к теме, которая несколько о другом. Как только началась истерия под общим слоганом «Красная машина – новая сборка», тезис «быть или казаться» стал как никогда актуален. В самом деле, «Красная машина» - это же не бренд, это статус, выраженный в двух словах итог великой эпохи доминирования одной команды над всеми другими на всех возможных турнирах. Это результат титанического труда, напряжения всех сил мощнейших людей хоккея, равных которым в одно время в одном месте вряд ли когда-то соберется. Сейчас – это бренд. Надпись, которая удорожает стоимость любой безделушки минимум вдвое. По сути, как и надпись «Россия». Ведь по закону за использование названия страны на товарах положено платить отдельный налог. За «Красную машину» налог платить не надо, с этой точки зрения все гениально. Но только с этой. Как известно, самый прибыльный бизнес в России – на двух ее главных бедах. Если дороги в теории можно рано или поздно привести в порядок, то идиотами ни наша земля, ни какая-либо другая, учитывая современные тенденции, не оскудеет никогда. Но и по этим, крайне редко включающим мозг людям рано или поздно тяжелым похмельем бьет мысль о несоответствии слоганов реальности… И что «машина» может быть и красная, но после «новой сборки» больше похожа на Запорожец, или Ладу Гранту, когда вокруг давно рассекают куда более серьезные и солидные автомобили.

 

К чему это все? К тому, что в фраза «базовый клуб сборной» к сожалению тоже стала слоганом. Т.е. ни к чему не обязывающим набором слов, который нужно только изредка немного подпитывать, и все. С точки зрения рядового болельщика, все логично. В сборной ОАР, хотя какое отношение она имеет к России для меня до сих пор загадка, 15 человек из СКА и 8 из ЦСКА – значит это и есть базовые клубы нынешней национальной команды.  Но что такое «базовый клуб» не как бренд, а как концепция, которая приносила результат сборной СССР на протяжении многих лет? Чтобы это понять, придется перенестись в совсем другую эпоху. Хотя, к счастью, немало еще среди нас тех, кому достаточно просто порыться в памяти.

 

Итак, стереотип о сборной СССР таков – флагман советского хоккея ЦСКА под формальным поводом забора в армию стягивал под свои знамена всех, кого считал мало-мальски интересным. Отсюда и гегемония в чемпионатах СССР и впечатляющие результаты на международной арене. А теперь, о чем умалчивают, или забывают:

 

- во-первых, о том, что путь в сборную из ЦСКА конечно был теоретически проще, но оттуда не все попадали, и для сильных игроков других клубов путь туда не был заказан. Причем брали, как правило, слетанными звеньями, чтобы не приходилось искать химию «по ходу пьесы».

 

- в ЦСКА забирали не всех, кого захочется и не «с концами». Только призывного возраста и только на 3 года, как положено. Кто хотел сам – оставался, кто не хотел – их никто не держал. Наглядный пример – великий Хелмут Балдерис, оттрубивший свои 3 года в ЦСКА и сборной СССР, но сразу всем сказавший, что вернется в родную Ригу и родное Динамо как только будет иметь формальную возможность. И это сделал.

 

- попадание в ЦСКА, само собой с прицелом под сборную, было пополам как счастьем, так и проклятием. Легендарные 11 месяцев в году на базе, почти никакой семейной, и, что называется, обычной жизни, тренировки на износ.

 

- за сам факт причастности к ЦСКА никаких «плюшек» не полагалось, как и гарантий попадания в сборную. Когда приезжали с турниров с победой, тогда какое-то время были окружены любовью руководства страны и это неплохо монетизировалось.. Могли дать квартиру, машину, приличную по тем временам сумму денег. Важно заметить, этого за глаза хватало для личной мотивации, но не выходило за разумные рамки. Если квартиру – то как у всех (отдельное жилье само по себе было серьезным стимулом), машину как у всех, ну может чуть-чуть получше, сумму денег достойную, но не в десятки раз превышающую доход обычного работяги. Таким образом, участие в сборной, победы на турнирах давали серьезную материальную прибавку, ради которой стоило трудиться и выкладываться, но не что-то запредельное, что бы вызывало недоумение окружающих.

 

Таким образом, концепция «базового клуба» означала по сути следующее: в сборную попадали сыгранные звенья, причем не только их этого клуба, можно получить любого, но на ограниченный срок, можно готовить игроков по своей методике, включая постоянные сборы, базу и т.п,  на международный турнир брали слетанные сочетания из других клубов, если было очевидно, что это усилит команде, а так же финансово и социально замотивировать игроков, которые получали и статус в обществе и житейские блага, которые обычному человеку получить было сложнее, хоть и не невозможно.

 

Понимаете теперь, о чем вся эта история? Если нет – перечитайте еще раз предыдущий абзац. И станет понятно, что повторить это в 21 веке просто нереально. Слетанных сочетаний во всех клубах не так много, топовые игроки часто играют в звеньях с иностранцами, методика подготовки сильно ограничена, ни о каких 11 месяцах на базе речи и близко не идет, ибо не поймут. Про финансовую составляющую говорить и вовсе не приходится, т.к. игроки получают все, о чем можно мечтать, задолго до примерки свитера с гербом. Ну и само собой формирование состава сейчас совсем иное – на ту же олимпиаду набирались все, кого можно, из СКА, не считая легионеров и недопущенных, остальных – из ЦСКА, т.к. там в большом количестве молодёжь, которую нельзя не взять, плюс Мозякин из Магнитки, которого тоже вроде как нельзя не взять, плюс Кошечкин, чье присутствие в сборное лично меня удивило. Отыграл достойно, но изначально мотивацию его приглашения я не слышал. Само собой, что ни о каких слетанных звеньях из других команд речи не идет, отчитываться ни перед кем не надо, а в случае победы – победителей не судят.

 

Вот и получается – что СКА, прикрываясь статусом «базового клуба» просто скупает всех подряд, по сути, без разбора и зачастую без адекватных компенсаций, выдавая это за сыгрывание хоккеистов для сборной, «возвращение на родину» НХЛ-овцев и удержание в России молодежи. Люди там или полируют лавку, или варятся в собственном соку, не имея серьезной конкуренции со стороны большинства команд чемпионата, к тому же привыкая к максимально лояльному отношению судей, что только усиливает общею деградацию. ЦСКА в свою очередь пытается не отставать, имея не фатально отстающий финансовый ресурс, но значительно меньший административный, что выливается в неплохом сосредоточении молодежи и, по примеру флагмана лиги, не вполне мотивированной скупке «сбитых летчиков» из НХЛ, которых также регулярно выдают за будущее сборной, которое вернули в родной чемпионат.

 

Мои выводы, несмотря на аргументацию, в последнее время вызывают сомнения у уважаемой публики, посему в этот раз поступлю иначе. Сегодня оставлю на Ваш суд решение вопроса, действительно ли два вышеупомянутых коллектива являются полноценными «базовыми клубами» сборной. Или это, как и «Красная машина» - всего лишь бренд, надпись на футболках и чехлах для телефонов, метод решения локальных клубных вопросов под видом радения о судьбах родины.