11 мин.

Не умеешь - не берись, или Зачем КХЛ матчи в Вене?

 

Скажу сразу, да, это был провал. Фиаско полное, с какой стороны ни посмотри. И это не потому что я в Вене за все выходные не нашел ни одной приличной кальянной или  что за одну шаверму там надо заплатить как за три в Москве, что не могло способствовать тотально позитивному настрою. Вена оказалась весьма милым городом, в котором совсем не обязательно пользоваться транспортом: за все выходные в подземку я зашел всего однажды и то по пути в аэропорт, притом что, по местным меркам жил, мягко говоря, не в центре. Зачем я туда поехал понятно, новый город, новые люди, новые эмоции и т.п. А вот что там забыла КХЛ с ее давнишней и безнадежной импотенцией по части любого креатива и маркетинга – вот это вопрос.

Масла в огонь подлили журналисты. Все понятно, кто им платит, но надо же иметь хоть какую то профессиональную совесть. Настолько командную и вдохновенную работу по части выставления очередной кхловской лажи за сладкую конфетку я даже не припоминаю.  Вот например пост из инстаграма одной очень известной журналистки МатчТВ и КХЛ:

 А теперь, как все было на самом деле. Как ни хочется эмоционально и основательно громить все, что там было связано с хоккеем, постараюсь выражаться тезисно, и цензурно. Итак:

 

1.     1. Отсутствие какой-либо рекламы.

Именно так, промоушен исторического, или как минимум очень важного для лиги уикенда отсутствовал как класс. Ни одного рекламного щита в городе, ни одного рекламного ролика по местному ТВ, не говоря уж о раздаче флаеров или чего-то еще более активного. Скажу больше, ничего не знали даже в австрийской хоккейной федерации. Ну как, не то чтобы совсем ничего…  Как удалось выяснить у человека, причастного к местным хоккейным делам, знали в федерации ровно одно – КХЛ выкупила лед на Erste Bank Arena под два матча и что привезут две команды из Москвы и Питера. И всё! Самые горячие головы аккуратно предполагали, что будет заруба московских и питерских армейцев на венском льду, видимо, будучи не в курсе, что этот матч состоялся в предыдущие выходные в Питере. Участие местных ограничивалось предоставлением льда в аренду и мальчиков-девочек, которые чистили лед перед воротами в перерывах. Кстати, одетые при этом в джерси местного Vienna Capitals, что смотрелось тоже странно, но об этом попозже.

 

2.      2. Неправильный выбор места.

Справедливости ради, стоит упомянуть, что Erste Bank Arena, являющаяся, по сути, гибридом дворцов в Сокольниках и Лужниках, за которыми давно и прочно закрепилась репутация хоккейных сараев, это лучшее, что есть в Вене. Можно, конечно, задать вопрос, почему лигу так непреодолимо тянуло именно в Австрию. Страна маленькая, люди привыкли вариться в собственном соку, крупные мероприятия проводятся не очень часто по причине не большой востребованности. Так или иначе, если стоит цель красиво и громко презентовать лигу как развлекательный продукт на новом рынке, нужно выбирать соответствующее по техническим возможностям, да и по статусу место. А если такового нет,  может оно всё там и не нужно?

Как видно по фото (сделано собственноручно), медиакуба, столь привычного нашему зрителю, там нет. Как нет и возможности его повесить, хотя бы временно. Крыша в профиль напоминает канцелярскую «галочку», нижняя точка которой расположена аккурат над серединой площадки. Возможно, будь там еще и куб, высокорослые игроки задевали бы его головами, а зрителям с верхних рядов он бы загораживал добрую половину площадки. Зато есть ракурсы, под которыми игру можно наблюдать прямо с улицы. Стены стадиона не везде твердые, передняя часть закрыта натянутым полупрозрачным баннером, и уже на подходе к стадиону было примерно понятно, что происходит внутри.

 

3.      3. Полное отсутствие шоу-программы.

И опять под словом «полное» имеется в виду «совсем». Команды вышли, прозвучали гимны - в самой моей ненавистной «акапельной» форме, но это дело вкуса. Хотя, в конкурирующей Вы-Знаете-Какой-Лиге гимн играют Металлика и другие культовые исполнители, что и выглядит и звучит несравнимо круче. Не припомню даже, было или нет символическое вбрасывание. Настолько все слилось в одну унылую картину рутинного матча, как будто где-то в нашей глубинке, причем даже не в ВХЛ, а еще в более низших лигах.

Скажут, что технические возможности арены не позволяли? Ну так выбирали бы другое место, где это все возможно. Или если Вена была так важна, привезли бы свое оборудование, Газпром не обеднеет. И это было бы сильно. Лига, умеющая сделать офигенное зрелище на любом стадионе-развалюхе, более чем повод для гордости и серьезный плацдарм для дальнейшей раскрутки, особенно учитывая, что вся Европа в основном в таких стадионах и играет. Но это если бы умели.

В довершение всего, после финального свистка, команды даже не сделали круг почета, или хоть какой-то заметный реверанс в сторону зрителей. Слован подъехал к своему фан-сектору и все ушли по раздевалкам. А то, что зрители обеих команд были разбросаны по всем трибунам, и они, по-хорошему, заплатили за билеты побольше, и их тоже стоит поблагодарить, в голову никому не пришло. Местных зрителей можно даже не упоминать, их если и было то «полтора человека», об этом тоже будет ниже. Не говоря о какой-нибудь церемонии закрытия, пафосном прощании гостевой команды с Австрией, мол вы все классные и мы с радостью вернемся… НИ-ЧЕ-ГО.

Зато есть есть в перерывах реклама Bauer на экранах в фойе с участием звезд НХЛ. Если КХЛ купила стадион с потрохами на эти два дня – то или я чего то не понимаю, или кто-то сильно лоханулся?

Опять же, как видно по фото, о том, что тут вообще-то играют не ребята из местной спортшколы а иностранные команды из вроде бы солидной организации, напоминают только тоскливо висящие где то с краю флаги Австрии, России, Словакии, флаг с эмблемой КХЛ и еще один с еле читаемым логотипом «World games»н. На того кто придумал это название тоже хочется посмотреть и узнать сколько он над ним думал. И это снова всё. Так и хочется спросить, вы это серьезно?

 

4.     4. Полной отсутствие атрибутики и сувенирной продукции.

Ни одного плакатика памятного. Ни одной шайбочки с логотипом. Ни одного значка. Ни одного шарфика. Да пёс с ним, с событием, ни одной вещички с логотипом приехавшей и типа презентующей себя лиги нет. Была надежда, что хоть Слован привезет какой-то мерч, все-таки хозяева, пусть и номинальные. А наши любители импортных диковинок оставили бы даже в их киоске приличные деньги. Но и тут облом. Вы можете себе представить? В 21 веке на хоккейном матче (повторюсь, чуть ли не историческом) нельзя купить вообще ничего связанного с лигой или играющими командами!!! Хорошо хоть пиво на стадионе продавали, хот-доги всякие, хоть и за 4 евро. Без этого было бы совсем грустно. Ребята в Москве, кому были обещаны шайбы, шарфы и прочая мелочуха с игры, даже по началу не поверили, думали, что шутка. Ни заработать ни цента на матче, в который вложено скорее всего не мало – вот уж какое достижение наверное не скоро побьют.

 

5.     5. Отсутствие главного  - хоккейного зрелища.

Кто-то сейчас возмутится. Мол, матч был, наши победили, крупно, голы на любой вкус, красота же. Но мы вернемся к тому, для чего все это было. Точнее для чего должно было быть. Зачем все было, так как оно получилось, для меня по-прежнему загадка.  Исходя из здравого смысла, по задумке, лига хотела показать хоккей иного уровня, чем видела местная публика. Вместо этого, под слабенькую команду, думаю можно назвать их местными, хоть и базируется Слован не в самой Вене, но неподалеку (к слову до конца 30-х годов прошлого века из Братиславы в Вену можно было на трамвае доехать), привезли грандов, которые «в одну калитку» громят этих самых местных на глазах у местной же (ну как задумывалось, наверное) публики.

Вот скажите мне,  Вам такое понравилось бы? В Ваш, условный город N, некая лига, вроде бы желающая если не пустить корни, то привлечь к себе внимание, привозит команды, рядом с которыми вашему N-скому клубу делать вообще нечего. Какой это должно произвести эффект? Вам доставит обилие голов в такой игре? Какими бы они красивыми ни были, эти шайбы все летят в ворота Вашей команды. Если лига когда то вдруг протрезвеет и задастся вопросом, почему не пошло дело в Вене – причин минимум 16 и все они в воротах Слована.

 

6.     7. Неверный подбор соперников.

Тезис вытекает из предыдущего пункта, но, думаю, стоит его отдельно выделить. Разница в классе между братиславцами и гастролерами очевидна невооруженным глазом. В такой ситуации было два разумных выхода.

Первый – привезти кого-то с кем Слован реально мог бы зарубиться – рижское Динамо например, может китайцев, та еще экзотика бы получилась. В такой игре и проигрыш бы не сильно расстроил публику, тем более голы были бы заброшены и теми и другими, скорее всего. Ну или вариант «Россия против Европы» тоже вполне рабочий, если бы это была бы «Сибирь» новосибирская к примеру, или дальневосточники. На команду из окутанной слухами и легендами Сибири, или и вовсе Хабаровска-Владивостока, в существование которых и в России то не все верят (не обижайтесь ребята, дураков везде хватает, вы классные!) народ не то что пошел бы, побежал. Хотя, противопоставлений России, как организатора лиги, Европе в таком проекте, по моему личному мнению, должно быть минимум. Европейцы народ такой, если подвоха не найдут, то придумают, а тут все на виду.

Второй вариант – это выставочные матчи серьезного уровня. ЦСКА – СКА, АкБарс-СЮ, Авангард – Магнитка, мало ли громких вывесок? Вот уж где можно было бы показать товар лицом, привлечь всерьез местную публику. Да и атрибутикой обеих команд всю Вену завалить. Ах, да, атрибутика не планировалась, сорри, забыл.

 

7.     8. Отсутствие интереса у аборигенов

Этот пункт, который тоже можно скорее отнести к выводам, все же выпишу отдельно. Какие бы сказки ни пели журналисты, у местной публики интереса к матчам 26 и 28 октября в Вене не было никакого. Возможно, потому что никто о них не знал, как сказано выше. Тем не менее, все было видно и поддается подсчету без калькулятора. На стадионе было больше половины болельщиков Слована, не совсем понимавших зачем их дернули из родной Братиславы, и не намного меньше болельщиков гостей, нашим такой уикенд в Европе да еще с хоккеем только в кайф. Местных было если один из десяти – это, даже, наверное, будет преувеличением. Немецкая речь была слышна в основном в буфетах, но не на трибунах. Хотя, как мы знаем, и этого не хватило для аншлага, на оба матча арена заполнялась не больше чем на 80-85 процентов.

 

Вишенкой на торте тотальной беспомощности КХЛ в евро-уикенд было бесчисленное множество людей на трибунах в… НХЛовских свитерах и атрибутике. Ок, я понимаю, что и в России немало любителей заявиться на матчи КХЛ в кепках Детройта, Вашингтона, Востона, и т.д. Но это кепки, джерси встречаются намного реже. А тут – прям засилие какое то. Я молчу про ребят с лопатами на льду, одетых в цветастые майки Vienna Capitals, не имеющего к мероприятию никакого отношения… Их было так сложно одеть в КХЛ-овские свитера?

Если бы у организаторов матчей были мозги, они бы сделали какую-нибудь акцию, типа обменяй свитер любой команды на свитер КХЛ, ну или что-то подобное. Вроде и конкурента напрямую не обидели, но и посыл всем понятен. И толпа народу, снимающая с себя джерси клубов НХЛ чтобы надеть майки с логотипом КХЛ – такие кадры можно было бы тиражировать бесконечно. Не говоря уж о памятных сувенирах на каждом кресле. В питере, где у каждого фаната и так отдельный гардероб только для футболок, подаренных на матче, все равно снова и снова на кресла кладут новые и новые майки. Что мешало сделать так же на международном выезде? Если на первой игре аншлага не было, то под такую «пьянку» вторая игра вполне реально могла выбить солд-аут.

 

Долго можно рассуждать, что бы сделали люди, у которых есть мозги, на месте маркетологов КХЛ. Реклама, атрибутика, акции, шоу, какие то промо-мероприятия в городе… Ну хорошо, если бы прокол был по одному пункту, еще бы можно было закрыть глаза. Но когда для матча на новом месте не сделано вообще ничего… Это уже за гранью понимания. В чем могла быть причина? В экономии? Да ладно, тот же СКА вон собственные тренажеры возит на выезды, не говоря о скупке игроков в межсезонье в разы дороже рыночной стоимости. А притом что СКА и КХЛ на данный момент без всяких условностей это синонимы, то лига тоже, мягко говоря, не бедствует. Привезли бы хоть техническую команду из Ледового в Вену, точно повеселее было бы.

 

Какие тут могут быть выводы? Два абсолютно обыденных проходных матча грандов с аутсайдером, по уровню проведения ниже среднего по лиге и на 2-3 головы ниже любого отдельно взятого матча в Санкт-Петербурге. КХЛ как не только спортивная, но и зрелищная организация в очередной раз расписалась в неспособности создать что-то действительное «вкусное». Что это турне могло показать австрийской публике? Особенно, если учесть, что Австрия, как раз, этого события по указанным выше причинам, практически не заметила.  А уж в свете слов президента лиги Чернышенко, что участие Австрийских клубов в КХЛ пока и близко не рассматривается… Вопросы «что это было» и «зачем», похоже, останутся без ответов. Так и хочется свалиться в модную нынче тему, что лучше бы деньги (взятые из госфинансирования, как всем известно) отдали пенсионерам, глядишь и возраст пенсионный повышать не пришлось бы…

А в остальном, сейчас в Вене хорошо. Кому нравится Питер, даже пасмурный и дождливый - езжайте в Вену, получите удовольствие. 

P.S. Судя по тому, что в Цюрих через месяц везут рижское Динамо и тех же самых армейцев, в ближайшее время выводов делать никто не планирует.