6 мин.

«Движение вверх», или как обычно по наклонной? Фактические ляпы фильма

Вот она, первая нехоккейная запись. Но эмоции так захлестнули, что не смог не поделиться.

Признаюсь, опыт был необычный. На «Легенду 17» шел с максимально возможным знанием предмета, на «Движение вверх» - имея ввиду только что наши тогда сенсационно выиграли за 3 секунды до конца. После «Легенды 17» плевался до того, что считал всех причастных преступниками и моральными уродами.  Притом, что часто слышал мнения, мол ну фильм же смотрится, неискушенный зритель получит удовольствие, а может и увлечется хоккеем. И считал эти мнения дикими. В конце концов, как можно спокойно смотреть фильм, где тебе врут с экрана практически каждую секунду. С «Движения вверх» вышел со смешенными эмоциями. Т.к. по сути, оказался на месте тех самых неискушенных зрителей с минимумом исходных данных.

Скажу сразу, со скидкой на все именно киношные огрехи, фильм мне понравился. Сам посыл. И факт, что работа над «легендарными» ошибками все-таки проведена. Помнится, самыми существенными из них для себя выделял кошмарную игру Козловского и сам перегиб в сторону индивидуальности. Легендой ведь была вся тогдашняя сборная СССР. Да, Харламов велик, но отделять от его от команды неправильно. Здесь же сразу заметил два важных обстоятельства – отсутствие Козловского и присутствие Машкова. Относиться к актерам можно по разному, но лично мне от этого сильно полегчало и, возможно, это послужило одной из причин приятных эмоций от фильма в целом.

Все в целом неплохо и у наших операторов, съемки и в «Легенде» были во многом очень красивыми. А по фактической части вопрос прежний: в нашем кинематографе принципиально не держат исторических консультантов, держат, но низкой квалификации, дабы не тратиться, или режиссеры знают, ведают, что творят, но делают все это осознанно и с какими-то целями?

 

Теперь непосредственно к тому, что было и тому, чего не было. Тезисно, без эмоций.

- тренера, пришедшего на смену легендарному «Папе» Александру Гомельскому звали Владимир Кондрашин, не Гаранжин. Кстати, прозвище у него тоже было. "Батюшка". Милое такое, уважительное, могли бы и вставить в фильм разок-два.

- Кондрашин был ярко выраженным интровертом. Никаких ярких спичей в перерывах само собой не было, как вспоминают очевидцы, он мог весь тайм аут промолчать. По факту, персонаж фильма оказался полной противоположностью реальному тренеру.

- также он мог не беспокоиться за свой пост. т.к. никому он не обещал обыграть американцев, а задачу ему ставили выйти в финал, которую он с успехом выполнил.

- стиль игры разительно отличается от того, как играли в 72 году. Броски из-под ноги, «гвозди» сверху, сломанные щиты и многое другое появилось сильно позже. Уметь-то наши это уже умели, но не использовали в играх, т.к. это считалось неуважением к сопернику. А у американцев в NCAA, откуда набиралась сборная, до 76 года все эти шалости были даже запрещены.

- для американцев проигрыш конечно был не приятен, но не был такой трагедией, как показано в фильме. Плюс, сборная США состояла не из звезд,  из молодых студентов и собиралась каждый год по новой, в то время как сборная СССР наигрывалась не один и не два года. Американцы до сих пор не признают поражения. Уверенные что их "обокрали", даже не вышли на церемонию награждения. Хотя о каком "обкрадывании" в пользу СССР в те времена могла идти речь, они тактично умалчивают. 

- на экране четко показана цифра 1 (1 секунда) на табло в решающий момент фильма. На самом деле, второй раз время отматывали, потому что время в баскетболе начинается с момента приема мяча игроком в поле, а не когда выводящий его ввел в игру. Кстати на хронометре там сидел не кто иной, как Йозеф Блаттер, будущий глава FIFA. Такая вот ирония судьбы.

- Модестас Паулаускас, понятное дело, никуда не сбегал, т.к…. был капитаном команды и ее лидером. Без серьезных личных качеств и преданности делу и партнерам такой статус не дают. В реальности, он, кавалер двух орденов Почета, уважаемый по обе стороны границы человек, до сих пор тренирует ребят в Калининградской области. Ни о какой русофобии, на которой строится персонаж, тут и не пахнет. Хотя камбэк показан красивый, тут не поспоришь.

- косяки внешности, легко сравнить с документальным видео и фото. Сергей Белов не носил усы, а Александр Белов, показанный гладко выбритым – наоборот имел густые бакенбарды.

- Александр Белов вообще чем-то сильно не понравился сценаристам. В обмороки он не падал на играх, сердце ему в Штатах не оперировали, да и вообще нигде. Проблемы со здоровьем у него начались только в 77 году, до этого момента никто не мог найти никаких отклонений, а проверяли тогда очень дотошно.

- как следует из предыдущего момента, вся сюжетная линия со скопленными деньгами, отдачей их на лечение Белова и потом коллективной передачей премиальных тренеру – тоже выдумка.

- понятное дело, что и с линзами нафантазировали. Их Жармухамедов стал носить позже Мюнхенской олимпиады, они были жутко неудобными и привыкать было сложно, а не так, что надел и побежал.

- высасывать из пальца любовную линию становится фирменным почерком наших сценаристов. В самом деле, что за современное кино без постельной сцены?? Если бы не одна загвостка... Женский баскетбол на Олимпийских играх появился только в 1976 году. Как следствие, последняя сцена придумана с первого и до последнего кадра. А ведь Александра Овчинникова, будущая на тот момент жена Белова живет и здравствует.

- жива и вдова тренера Владимира Кондрашина, которая может подтвердить, что, к сожалению, их сын так и не выздоровел и не встал на ноги, а к 72 году уже достиг совершеннолетия. Интересно, думают ли об этих людях сценаристы?

- председатель спорткомитета С. Павлов был в Мюнхене с командой, а не расслаблялся у себя в кабинете в Москве, глядя на все по телевизору.

- к слову о телевизоре, прямой трансляции того матча не было. В Москве тогда вышел только небольшой материал, посвященный победе команды.

- про судорожные попытки советской делегации отказаться от игры в финале, думаю и говорить лишнее. Даже соседи по кинозалу поняли, какая это чушь и быть такого не могло. К слову, и не было.

Про то, что ледовый дворец Мегаспорт на Ходынке в Москве, выдаваемый за мюнхенский «Руди-Зедельмайер-Халле», узнает сразу любой кто там хоть раз был, я молчу. Ну бывает, не каждый большой дворец легко замаскировать. Но косяков и правда перебор. Не говоря уж о семьях, из 12 участников того матча, живы четверо. Если хотели бы что-то уточнить, спросить есть у кого.  

Накопав это все, признаться, стало немного жаль картину. Ведь могли бы и без прикрас снять не менее зрелищно. А посыл у нее очень правильный на мой взгляд. Жаль только, что современные спортсмены, мягко говоря, не чета тогдашним.  К сожалению, «Движение вверх» — это корявая, но в целом душевная ностальгическая история про «команду молодости нашей». А в повседневности — только ребятки под белым флагом.

З.Ы. Как оказалось, ознакомившись с исходным сценарием вдова В. Кондрашина (в фильме в исполнении Виктории Толстогановой) была в таком шоке, что подала в суд на студию «ТриТэ» Никиты Михалкова. По исходному сценарию тренер должен был еще фарцевать и спекулировать валютой. Фамилию тренера изменили, сценарий подкорректировали, но, похоже, не сильно. Жаль, что изменение имени персонажа не мешает «творцам» продолжать врать в своих фильмах. Не запрещено это.