5 мин.

Чемпион России-2004 Франсиско Лима: «Мечтаю поработать с молодежью «Локо»

Вспоминая Лиму, вспоминаю свой дачный футбол. "Картофельное" поле с кочками и редкой травой. Три бревна - и получились ворота. Мы, пацанва, окружили мужичка, пробуя сбить мяч, который он технично уложил себе на лоб. Мужичок, как назло, рослый. Бегал по второй советской лиге. Никуда не торопясь, именно в такой комплектации, с мячом на голове, он пересекает центр поля, идет дальше, и гол в наши крохотные ворота, тогда казавшиеся бескрайними, уже неотвратим.

Вот так и Лима. В 2004-м он приехал в "Локомотив" из итальянской Серии A и сильно выделялся. Соперники копошились, создавали какую-то суету вокруг него, а он был спокоен как удав: твердо поставил ногу, вырезал пасик. В те времена я подъезжал к Черкизово на 32-м, прикидывая, что хорошо было бы взять автограф у Лимы, а теперь мы обмениваемся голосовыми на португальском языке.

- Франсиско, здравствуйте! Расскажите, где вы? Чем занимаетесь?

- Алекс, приветствую вас и всех российских болельщиков! Очень приятно, что в России обо мне не забывают. Я сейчас живу в итальянском городе Лечче (чудесная Апулия!) У меня футбольная школа, ей уже два года, это партнерский проект с "Удинезе". Мне помогают другие бразильцы, игравшие в итальянской Серии А. Я работаю с ребятами в возрасте от 17 до 20 лет. Хорошо знаю молодежную тему. Возможно, однажды удастся применить свои знания в России. Я мечтаю поработать в "Локомотиве" - в секторе, отвечающем за молодежный футбол.

- Почему по окончании игровой карьеры вас привлекла профессия тренера?

- Сейчас, на самом деле, я больше, чем тренер. В рамках нашего проекта мы занимаемся поиском талантливых ребят: бразильцев, африканцев, американцев. У нас есть скауты. Я сам часто езжу в Бразилию, чтобы смотреть игроков. Мы плотно контактируем с агентами. Другое дело, что более всего мне по душе тренировать: передавать свой игровой опыт, рассказывать молодым людям о важных вещах, без которых им не стать хорошими футболистами.

- Чем современный молодой футболист отличается от молодого футболиста вашего времени?

- По моим наблюдением, современное поколение меньше следит за собой, хуже заботится о своем здоровье. Продвинутая технология затягивает: телефон, видеоигры. Даже если у парня талант, ничего не выйдет без головы на плечах. Если психологически молодой игрок не готов. Мы пытаемся донести до ребят, что футбол - это сочетание многих факторов. Не только то, что на поле, важно. Необходимо соблюдать режим. Футбол требователен. Делу время - потехе час. Я вижу, как парни играют пару матчей и травмируются. Часто это следствие того, что они плохо спят, неправильно питаются. При этом молодежь думает, что знает все.

- Футбол развернули в сторону атлетизма. Бразилия проигрывает чемпионаты мира, мечется, пробует копировать. Что дальше? Покончит суровая реальность с классической бразильский игрой?

- Нет. Я думаю, классическая бразильская игра, основанная на высокой технике и на удовольствии от процесса, никогда не умрет. Craque появляются в Бразилии снова и снова. Важно давать им шанс. Бразильцы оооочень техничны, но маленький процент хорошо защищается. Современный европейский футбол требует от игроков большого объема беговой работы. Не все бразильцы могут адаптироваться. Но феномен есть феномен. В любой точке света. И тренер тоже обязан адаптироваться, если получает такого игрока, обязан встроить его в свои схемы, чтобы он играл так же сильно, как в своей прошлой команде.

- Какой футболист сейчас наиболее близок к вам по игровым характеристикам?

- Мне очень нравится Каземиро. Один из лучших "воланчи" мира. Мой стиль.

- С позиции уже не игрока, а тренера вы смотрите под другим углом на фигуру Юрия Семина. В чем все-таки магия легендарного наставника?

- Юрий Семин - лучший российский тренер. Я многому научился у него. Я восхищаюсь этим человеком, потому что он умеет работать с игроками, умеет общаться, умеет готовить игроков к матчам с психологической точки зрения. Крайне важно, когда есть союз футболиста и тренера. 2004 год был одним из самых важных в моей карьере. Я попал в "Локомотив", за который выступали такие мастера, как Билялетдинов, Хохлов, Лоськов, Гуренко. У команды был очень хороший вратарь. Семин находил общий язык с игроками. Проявлял себя как тактик. Благодаря своему тренерскому таланту, он преодолел все препятствия в "Локомотиве", и команда завоевала трофей.

- Понятно, что вы начинали общаться с Юрием Семиным через переводчика. Смогли ли впоследствии немного освоить русский язык? Глобально, важно ли футболисту знать язык страны, в которой он играет?

- Очень важно. Когда мы привозим молодого бразильского игрока сюда, в Италию, первым делом нанимаем ему учителя итальянского. Я очень хорошо понимал русский. Разговаривать не мог, но понимал все, что объясняет тренер. На поле тоже не было никаких проблем - я прекрасно овладел русскими футбольными словечками. Аналогично и в быту, когда выходил из дома, понимал, что говорят. Я не мог провалиться в России, потому что был готов. Повторю, футбол - это сочетание множества факторов.

- В "Динамо" вы пошли к Юрию Семину?

- Да. Я был в Дубаи. Контракт закончился. Юрий позвонил, и я не мог отказать. Тогда в "Динамо" подобрался очень хороший состав: Коштинья, Манише, Жеан, Данни.

- Игроки из других российских команд запомнились?

- Немногие, если честно. Помню, конечно, бразильцев из ЦСКА: Вагнера Лóви, Дуду. Еще - сильного нападающего из "Спартака", выступавшего за сборную России.

- Попадали у нас в веселые истории?

- Веселые? Веселье началось уже в декабре, когда я впервые вышел из здания аэропорта в Москве. Валил снег. Сразу все оказалось в снегу: лицо, уши, рот. Я был, конечно, немного озадачен (смеется).

- Правда, что мы могли увидеть вас в футболке сборной России?

- Да. Также я получил предложение от сборной Италии - у меня итальянский паспорт. Я общался с Липпи, но в итоге ответил отказом, потому что ждал приглашения от Бразилии. Один раз меня даже вызвали, но в последний момент предпочли мне другого игрока. Я очень расстроился, хотя и полезно: вынес урок. В футболе много грязи. Лучше не думать об этом, так живется спокойнее. В 2006-м, когда Бразилия играла против России товарищеский матч в Москве, я уже сам отказался от вызова. Мне было 35, никаких шансов сыграть на чемпионате мира, и я решил дать дорогу молодым.

По окончании интервью Лима прислал мне несколько профилей молодых игроков, которыми занимается. По иронии судьбы, там оказался игрок, который мне симпатичен. Ранее я отмечал его в своих не статных и не инстатных обзорах.

Александр Спивак