4 мин.

Нужна ли команда Андретти Формуле-1?

Вассеру было лишь 14 лет, когда проходил Гран-При Италии 1982 года. Но, если бы он видел ту гонку, он был бы впечатлен выступлением Марио Андретти: в свои 42 года он взял поул и приехал на подиум. Появление Марио на гонке в Италии подстегнуло продажи билетов, что было важно для Ф1, которая в том году была свидетелем гибели Жиля Вильнева и Рикардо Палетти. Претендент на титул Дидье Пирони получил тяжелые травмы в Хоккенхайме, а у Патрика Тамбэ начались проблемы со спиной, и Ferrari срочно потребовался кто-то, кто мог бы выступить за них. Андретти позвали на тесты в Фьорано за несколько дней до гонки.

Вскоре в Милане сел самолет компании Alitalia, и толпа журналистов рванула к трапу. Андретти вышел один, спустился на несколько ступенек и вскинул обе руки верх над своей кепкой Ferrari – шоумен от природы. Более 500 фанатов, видевших там его, были в восторге. Один из журналистов сравнил прибытие Марио с прибытием Папы Римского.

Андретти поселился в пятизвездочном отеле, вежливо отказался от служебного Fiat и взял Rolls Royce. После того, как он невероятным образом выиграл поул в квалификации, это был лучший автомобиль, чтобы красиво уехать с трассы. Кстати, проехав быстрый круг, Марио отправился еще на один, остановился в последнем повороте там, где было больше всего болельщиков на трибунах, и раскрутил как следует двигатель и подымил шинами. Представьте, что было с тиффози.

Если отставить в сторону связи Майкла Андретти с Cadillac/GM, то Энцо наверняка перевернулся в гробу, услышав, как руководитель команды так отзывается об имени Ferrari. Да, та история в 1982 году не имеет отношения к настоящему и заявке Андретти. Но то, как команды и FOM говорят обо всей ситуации, лишь показывает их максимальную степень жадности и невежества.

Майклу Андретти следовало бы использовать принцип «разделяй и властвуй». В 1980 году, например, разразилась битва за власть в Формуле-1. Автопроизводители, такие как Renault и Alfa Romeo, были союзниками прародительницы нынешней FIA, а маленькие команды встали плечом к плечу с Берни Экклстоуном. Чтобы увеличить число своих сторонников, Берни объявил о приходе новой команды BS Fabrications, которая бы строила свои машины. У этой маленькой фирмы была хорошая репутация, так как именно они готовили BMW M1 Procars для гонок поддержки Формулы-1. Так же они строили машины для Ф2, которые побеждали в чемпионате, а еще Chapparal, которая выиграла гонку Инди-500. Да, из проекта команды Ф1 ничего не вышло, но серия была открыта к приходу новичков.

BS Fabrications дала шанс Нельсону Пике

Майкл мог бы попытаться взять в союзники Лоуренса Стролла и стравить между собой Тото Вольфа, Фреда Вассера и Кристиана Хорнера. Но шансов на это нет, как и нет шансов у новых команд по типу BS Fabrications. Но именно они в свое время выставили McLaren M23 и дали в 1978 году дебютировать в королевских гонках Нельсону Пике. Если кто не помнит, бразилец впоследствии выиграл три титула. И ни разу тогда не было разговоров о том, стоит ли разрешать команде гоняться. Если ее гонщики могли пройти квалификацию, все было в порядке. А еще вспомните о том, что Оскар Пиастри просидел весь 2022 год на скамейке запасных, просто потому что не было мест.

Лоуренс Стролл заявил, что 10 команд – достаточно для Ф1. Эту беззубую речь он говорил рядом с частично новым, частично еще старым комплексом штаб-квартиры своей команды, которая когда-то начиналась как Jordan. Может, он не помнит о том, как Эдди Джордан в свое время пробивался из Формулы-3 и Формулы-3000, искал средства, однако, над ним никогда не висела угроза запрета на выступления. Единственным препятствием Эдди тогда был Флавио Бриаторе и контракт Benetton с Ford, ведь Джордан в свою очередь хотел заключить контракт с Cosworth. Но Бриаторе никогда не говорил, что это нечестно.

Когда-то нынешняя команда Aston Martin начиналась как Jordan

Джеймс Ваулз тоже против прихода новой команды, но несмотря на то, что он сейчас ответственен за 750 человек в Williams, когда-то все начиналось с новой команды и энтузиазма сэра Фрэнка. Да, с 1970 года утекло много воды, но стоит привести резюме Уильямса в тот момент, когда он потерял своего гонщика и друга Пирса Кариджа в Зандворте: «Мы были несостоятельны в тот момент. Все, что у нас было, это два двигателя, грузовик, запчасти и огромные долги. И с нами не было Пирса».

Формула-1 суровый бизнес, и всегда так и было. Берни Экклстоун образовал FOCA и возвел стены, но как сам он выразил девиз организации: «Сюда чертовски сложно попасть, но не невозможно».

Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за январь 2024.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал