9 мин.

Феномен Детройт Пистонс

NBA-шные СМИ кишат материалами на тему ущербности команды Детройт Пистонс, игроков и менеджмента этой команды. Между тем, предпосылки для таких суждений формируются из неверной картины мира. Авторы блога без картинок FIVE MEN ARMY все как один готовы поделиться пониманием истинного успеха этой организации.

Нет, не ждите тут какой-либо иронии или сарказма. Если бы автор был обычным-преобычным NBA-аналитиком, пытающимся для привлечения туристов в этот ваш юмор, то обязательно начал бы осменяние Детройта с какой-нибудь смеховины. Например: «Представьте себе, что вы болельщик Детройта. Вы заходите в бар и видите там Адольфа Гитлера, взрослую особь Чужого и генерального менеджера Детройта (Трой Уивер). В кармане у вас дигл с одним патроном. Что вы сделаете?» Просто мир немного сложнее, чем нам его подают. Если пристрелить Адольфа Гитлера, мировые финансовые круги пришлют вместо него нового, кровь взрослого алиена растворит пулю дигла быстрее, чем та нанесёт его организму какие-то существенные повреждения, а генеральный менеджер Детройта на самом деле качественно делает свою работу на благо всей организации, работником которой является. Но что это за организация? Чтобы это понять, зайдём издалека. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПОП-МУЗЫКИ Зайдите на тытрубу и пропишите в поиск «most popular song each month since january 1980». Я бы дал ссылку, но моя просветительская деятельность на этом сайте привела к таким минусам репутации, что публиковать ссылки в постах автоматика мне не позволяет. Итак: 43 года развития поп-музыки, никакого этого вашего Радиохеда, никаких Воганов Уильямсов, со случайными вкраплениями Дайр Стрейтс, Нирваны и Фаррелла Уильямса. Что же мы видим (слышим) ?

Оказывается, прогресс человечества можно повернуть обратно. Сначала идёт улучшение всего от полного отвращения до какого-то пика, потом - застой и деградация, а всякие рианны и кэттиперри - самая тупая пропаганда, никто их не слушал и не выбирал. Пик развития поп-музыки следует искать где-то посередине между очевидными точками симметрии - Snow - Informer 1991-го и переделкой Snow 2014-го. Таким образом, я определил, что лучшая поп-музыка всех времён и народов - это Britney Spears - Toxic.

После 2008-го вообще возникает какая-то завеса из фекалий. Талантливые вещи вроде Pharrell Williams очень редко сквозь эту завесу проникают. Поп-музыка становится хуже и хуже: Композиции и исполнители - неинтересные.

Звукопродюссеры обладают невероятными техническими возможностями, но исчезла яркая фантазия девяностых и нулевых, чтобы эти технические возможности помогли создать сверхкачественный и при этом доступный для массового потребителя аудиопродукт. И только видеоклипы всё ещё улучшаются, становятся динамичнее и разнообразнее. Этого не отнять. Но в целом поп-музыка перестала объединять людей и медленно стремится к печальному и унылому домайклджексоновскому уровню. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЛЕБРОНА И СТЕПАНА

Теперь возьмём NBA. Как и поп-музыку, NBA можно назвать одним из культурных феноменов нашего времени. И, в отличие от попсы, NBA и не думает загнивать. Вылезли на национальный уровень под вывеской «Мэджик против Ларри Бёрда» в 80-ых, покорили мировые СМИ тщательно срежиссированной истерией вокруг Майкла Джордана, кое-как дотянули до Леброна Джеймса, слегка раскрутились на «решениях» и перевозке талантов (хотя поначалу и пытались остановить это всякими запретами на обмен Криса Пола в Лейкерс и наездами на Леброна летом 2011-го).

Затем подкачали магнитики и запустили трёхочковую истерию вокруг Степана и Зазы Пачулии. Здесь всемирный интерес к NBA не просто вспыхнул с новой силой, а перешёл на новый уровень. Массовое пуляние вкупе со всеми прежними механизмами продажи NBA в массы выглядело настолько привлекательно для любого любителя баскетбола, что устоять перед этим явлением было решительно невозможно.

Как-то в апреле 2015-го я прочитал в одной из случайно приобретённых спортивных газет, что разыгрывающий Голден Стейта Стефен Карри является фаворитом в гонке за MVP. «Как так?» - спросил себя я. Все ж знают, что NBA вечно будет принадлежать Шакиллам О'Нилам и Тимам Данканам, какой ещё плеймейкер MVP? Хмм, наверное, он там трёхи пуляет аки сотона, да ещё и дрибблингует похлеще Айверсона, Роналдинью и Ривеллино вместе взятых. Надо присмотреться, решил я, и включил Степана. Степан не разочаровал. Так что можете считать меня «каррибоем».

Во времена Майкла в каждом Ванкувере или Шарлотте был свой отдельно взятый Абдур-Рахим или Глен Райс, по одной звезде на каждый клуб, а остальной ростер ковырял себе 15 очков по праздникам. Редкие исключения (например, две с половиной звезды) становились значимыми явлениями, а Чикаго с тремя суперзвёздами и кучей легенд попроще легко взял 6 гаек за 8 лет. И никто при этом не предъявлял ничего Деннису Родману за его «решение». Потом трио в Бостоне 2008-го, потом банана-боут в 2010-ом, потом рюкзак в 2016-ом. Параллельно ГСВ показали, что суперзвёзд можно готовить самим, а не привлекать со стороны. Точнее, что можно сначала подготовить своих, а потом ещё добавить со стороны благодаря повышению порога зарплат (который как раз подскочил из-за моды на пуляние, планете Земля понравились пулялки). Шесть человек уровня Зала Славы в одной команде? Без проблем. По именам ГСВ-2019 сияли так, как никогда никто не сиял до них, но Лейкерс-2020 постарались перекрыть и это достижение. Выдающийся бигмен Демаркус Казинс побывал и там и там, но поиграл только за ГСВ, титул чемпиона Западной конференции так и остался единственным в его неудачливой карьере.

ВМЕСТО НЕСКОЛЬКИХ СУПЕРКОМАНД - ТОЛПА КОНТЕНДЕРОВ И следующим этапом развития NBA стало увеличение количества контендеров. Команд, «реально претендующих на чемпионство». Это увеличивает повседневный интерес к NBA, вовлечённость болельщика в процесс. Боссы NBA заметили, что вы скорее всего не будете смотреть Орландо против Финикса, но может быть глянете Орландо против Клипперс или Орландо против ГСВ, а если будут играть Клипперс против ГСВ, и параллельно ещё Бостон против Оклахомы, то спать вам придётся уже на рабочем месте днём, а не дома ночью.

А что такое команда, «реально претендующая на чемпионство» ? Тут уже в дело вступает пропаганда NBAшных СМИ (например, в какой-то момент этого сезона я даже поверил, что Нью-Йорк могут пробиться к гайкам в этом сезоне). Но СМИ не болтают сами по себе, они склонны показательно, на публику, делать выводы из имеющихся фактов, чтобы не прослыть балаболами и добавить правдоподобности своим... э-э-эм... выпускам. А где взять факты? И тут появляется новый феномен, назовём его условно «Обмен Миротича». ТОНКОСТИ СОЗДАНИЯ КОНТЕНДЕРОВ »Обмен Миротича» в классическом его виде - это переход хорошего и полезного игрока с уникальным или востребованным функционалом из команды дна или полудна в команду, которая могла бы считаться претендентом на чемпионство (ну... или на финал конфы там), но которой для этого статуса не хватает какой-то детали, какой-то вроде бы незначительной, но по факту необходимой мелочи. Вместе с игроком в будущий контендер отправляются нужные этому контендеру пики, в обратном направлении отправляются слабеющие ветераны, неперспективная молодёжь и пики попроще. После «Обмена Миротича» СМИ наконец-то получают столь необходимый факт для обсасывания. Обсасывая этот факт, СМИ мира NBA помогают обывателю поверить, будто команда с 7-го места конфы уже не просто интересный, добротный середняк, а команда, претендующая на чемпионство, контендер. Хотя на самом деле тут должны стоять кавычки (Стив Керр не физрук, а Дреймонд Грин и Дюрэнт под щитами всё равно нашли бы управу на связку Казинс-Дэвис, а если бы и это не помогло, Заза ещё не завершил карьеру и мог выйти и сломать кого-нибудь из ключевых Пеликанов). Параллельно СМИ, конечно, как-то пытаются рассказать, будто «обмен Миротича» взаимовыгодный чисто по спортивной логике. Или будто «обмен Богдановича-Бёркса» выгоден только одной стороне, а значит, Уивер - недалёкий глупец. Думаете, обмен Николы Миротича из Чикаго в Новый Орлеан весной 2018-го - единичное явление? А как вам тогда обмен Ибаки из Орландо в Торонто-2019? Да каждый сезон таких обменов 5 или 6. Особенно когда уже до сезона есть назначенный чемпион (2019, 2021), и нужно хоть как-то отполировать ростер этого будущего чемпиона коллективными усилиями всех команд NBA. Если ваша команда - серое ничто, ничего страшного. Болелы всё равно огромной толпой пойдут посмотреть, как к вам в гости приедут ГСВ, Лейкерс, Клипперс, Бостон, Кливленд (тот), Оклахома (та), Денвер (этот), толпа поменьше купит билеты на матчи вашей команды против Филадельфии, Нового Орлеана, Кливленда (этого), Оклахомы (этой), Денвера (того) и так далее. А если ваша команда совсем ни о чём, то СМИ завернут интерес от самой команды на драфт, обмены активов помогут сэкономить зарплату и получить компенсацию от тех, кто переплачивает, на крайняк можно записаться в очередь и выклянчить себе путёвочку в плей-офф, как Орландо в 2019-ом, и даже выиграть там одну игру трёхочковым от ДиДжея Огастина (кого?) под сирену (вау!) при равном (без риска проиграть) счёте. Напоминаем, NBA - это коллективный монстр, игроки подписывают контракты с NBA, телевидение подписывает контракты с NBA, владельцев в вакантные бруклины и пеликаны ищет NBA, звёзды с драфта вынуждены первые 4 года карьеры сидеть на жраплате меньше среднего из-за NBA, доходы от ГСВ в Шарлотт распределяются благодаря коллективному соглашению NBA. И если мы говорим о Детройте, мы должны думать не о Детройте, а об NBA в целом: Чем больше контендеров - тем интереснее Лига в целом. Чем больше контендеров - тем больше кассовых матчей. В нынешнем сезоне мы как раз наблюдаем пик контендерности NBA. Особенно на Западе. Например, весь спорстру громит и уничижает ГСВ, блоггеры хнычут, комментаторы издеваются, даже сам Стив Керр притворяется жертвой вонючки-судьбы на прессухах - а потом вдруг опрос - и выясняется, что 15% посетителей сайта верят в чемпионство «Воинов». А там и Лейкерс всё ещё хороши, и Сакраменто давят пик-н-роллами Сабониса с Фоксом-Монком, и Даллас укрепился, и Финикс оклемался, и Клипперс полетели, и Оклахому тащит ШГА, и Пеликаны высоко сидят, и Денвер никуда не делся, и у Миннесоты очень крутой ростер, и при первом суждении они все являются контендерами, и это только запад. Мы понимаем, что есть тенденция, когда в дедлайн амбициозные игроки разного возраста стремятся уговорить свои команды обменять их в команды посильнее, чтобы получить шанс на чемпионство. Но «Обмен Миротича» и многие другие явления указывают, что мы наблюдаем нечто гораздо-гораздо бОльшее. Идёт расслоение на 23 контендера и 7 команд дна, которые снабжают контендеров запчастями в самый удобный и подходящий для этого момент. Рейтинг генеральных менеджеров НБА сезона 23/24: 30-е место – Трой Уивер («Детройт»)? ОК. Рассчитываешь на фронткорт Бэгли и Стюарт и добавляешь к ним Уайзмена? ОК. Берём Пламли маринуем и сливаем ради Олиника? ОК. Слили «лотерейного» Киллиана чтобы было место уравновесить обмен с Нью-Йорком? То-то и оно. Именно. В этом всё и дело. Допустим, вы жители Детройта, а тут матч Детройта с Нью-Йорком. Так вот, вы пойдёте посмотреть на обновлённый Нью-Йорк, чтобы оценить их новые шансы на чемпионство, посмотреть игру и после игры со вкусом обсудить с друзяками культовость Брансона и необходимость обмена Рэндла. Вы не будете ходить на Нью-Йорк, в котором тренер ставит топовую защиту, но половина ростера в защиту не умеет, трёхи кидать некому и Брансон потеет один на обоих концах площадки. Конечно, на самом деле Брансон всё равно потеет один на обоих концах площадки, но с Богдановичем и Бёрксом уже появилась какая-то иллюзия, что команда укомплектована и может упереться против того же Бостона, как-то доползти до финала и там оттяпать гаечки у еле-еле выжившего в западном замесе Леброна. И эта иллюзия очень важна для всех, не только для болельщиков Нью-Йорка, но и для болельщиков команд дна, для болел Торонто, Детройта, Вашингтона, Портленда, Мемфиса и прочих Я не хотел бы сравнивать Уивера с Эрдоганом, но оба делают свою работу, играют свои роли, приносят прибыли своим хозяевам. И те, кто ругает Уивера - исходят из убеждения, будто Детройт сам по себе, а NBA - случайный и бессмысленный набор ГСВ и Детройтов, будто Детройт, как и ГСВ, воюет против всея NBA за волшебные гайки, и что Уивер в Детройте всё решает, подчиняясь только владельцу клуба. Между тем, арена Детройта весьма комфортна для просмотра баскетбола, а количество крутых, пафосных и интересных команд, приезжающих сюда играть матч NBA, растёт от сезона к сезону. И это выгодно всем. А вам, уважаемые читатели, выгодно думать во время чтения, а не просто впитывать подсовываемую вам информацию.