7 мин.

Есть ли хоть что-то хорошее в натурализации спортсменов?

Без лишних предисловий. Натурализация - это позор. Это позор для любого вида спорта, для любой страны. Но может ли в этом процессе хоть что-то полезное для нашего спорта? Хоть что-то, ради чего это можно стерпеть? Давайте разберемся и разберем (прошу прощения за неуклюжий оборот) основные доводы.

Здесь я рассматриваю ситуацию с точки зрения футбола, как вида спорта наиболее популярного и мне более близкого.

1. Натурализованные спортсмены такие же граждане, как ты или я.

Нет, не такие же. Гражданин - не только бумажка в паспорте. Можно не родиться в нашей стране, но расти там с детства, впитывать в себя не только знание языка и культуры, но и те порой незаметные черты, образцы поведения, интуитивные понимания невербальных вещей, которые порой невозможно описать и систематизировать, которые делают русского русским. Как бы хорошо не учил отдельно взятый иностранец русский язык, как бы старательно он не избавлялся от акцента, он может не понять какой-то жест, какой-то смысловой оттенок речи. И мы всегда почувствуем в нем чужого.

Хорошо, допустим, язык, культурные особенности - это не главное. Есть же в России люди, которые плохо знают свой язык, пишут с ошибками, элементарно не читают книги. Но как быть с тем, что каждый натурализованный спортсмен - не продукт нашего спорта? Высшая идея национальной сборной - продемонстрировать, насколько именно своя школа эффективна в подготовке спортсменов.

Мне тут возразят, что Черышев, простой русский парень, был подготовлен в Испании. Однако при этом он остается гражданином России по сути, его воспитали русские родители, он отдает себе отчет, где его настоящая Родина, поскольку его родня не давала ему об этом забыть.

Иными словами, СВОИМ спортсмен становится, если он родился и/или вырос в русскоязычной среде, впитывая в себя особенности языка и культуры, или если он с малых лет прошел все этапы подготовки в нашей среде. При этом второй вариант без первого возможен разве что теоретически. Таким примером мог бы считаться разве что Питер Одемвингие.

И уж совершенно не подпадают под эти критерии Марио Фернандес, Гильерме и др.

2. Марио Фернандесу гражданство дали указом Путина. Ты что, против Путина?

Как ни странно, подобный контраргумент встречается в риторике не сторонников Путина, а его противников. На это я могу только пожать плечами и заметить, что не обязан во всем соглашаться с Путиным. И это при том, что я "ватник", "ура-патриот" и т.д., и т.п.

3. Но зато Гильерме получал гражданство САМ, без чьей-то помощи ,в очередях стоял!

Ну, и что? Во-первых, мы не видели, как он там стоял. Во-вторых, его мучения не делают его патриотом России и полноправным моим соотечественником. В-третьих, закон есть закон, но помимо норм юридических есть нормы моральные, а еще и этические (о них упомянуто выше).

А еще есть такой момент, что после того, как Гильерме с шумом и помпой получил вожделенный паспорт, его тут же вызвал в сборную наш бывший главный тренер Леонид Слуцкий aka Жирдяшка Слу, поклонник чемпионшипа. При этом никаких спортивных предпосылок к этому не было. Локомотив провел какой-то невнятный сезон, Гильерме стоял обыкновенно. Были другие вратари, как всегда в большом количестве.

Почему Слуцкий пошел на такой странный претенциозный шаг? Все просто. Нужно было как-то легитимизировать получение гражданства Гильерме в глазах общественности. Ведь Гильерме не только становился гражданином России, он еще и обходил лимит и мог присутствовать на поле без ограничений. Локомотив получал преимущество, а это можно было оправдать только одним - что Гильерме может помочь сборной!

4. Ты сам признал, что получение гражданства - это законная процедура. Значит, тренер имел право его вызвать!

Право-то имел, но обязанности такой не было. Извините меня, но появление в РФПЛ очередного "россиянина" никого не обязывает немедленно его вызывать в сборную!

Я бы больше сказал, сборная вообще не обязана ни одному игроку ничем. Это привилегия для игрока быть вызванным, а не для сборной, что некий заезжий иностранец окажет ей честь своим присутствием.

5. А что делать с натурализованными игроками, которые обходят лимит? Ведь ты же не считаешь их полноправными гражданами

Оговорюсь - полноправными спортсменами, имеющими право представлять Россию, я их не считаю.

В регламентах наших спортивных соревнований указано примерно следующее, что легионером становится тот спортсмен, который не может выступать за нашу сборную (например, если заигран за другую). То есть, если он получает паспорт нашей страны, но при этом заигран за Бразилию или иную страну, он будет легионером.

При этом, если не заигран, но может быть вызван в нашу сборную, он уже не легионер.

Эту дилемму нужно решить радикальным способом. Новоиспеченный гражданин России перестанет быть легионером лишь в том случае, если он проведет хотя бы одну официальную игру в составе нашей сборной. Иными словами, когда страна покажет, что в тебе нуждается, только тогда ты сможешь выступать во внутренних основаниях как "паспортист".

Но при этом (а это уже не законотворческий момент, а практический) в сборную его не вызывать ни под каким предлогом!

Тогда (я вас уверяю) охотников до нашего гражданства будет гораздо меньше.

Но увы, подобные инициативы из области фантастики.

6. Ты не  уважаешь наших олимпийских спортсменов, которые выиграли нам столько медалей! Как ты будешь с этим жить? Мы им так обязаны!

Кланяйтесь им хоть до конца жизни, но я не считаю эти медали российскими. И в этом нет ничего крамольного.

Я вообще никогда не понимал эти подсчеты медалей и отношение болельщиков к ним. После допингового скандала некоторые медали были аннулированы. При этом болельщики, зная, что обвинения были подтасованы и высосаны из пальца, возмутились тому, что медаль сама по себе, как вещь, исчезла из копилки! Черт побери, ну, если вы осознаете, что спортивное достижение было честным, вы видели его собственными глазами, неужели исчезновение вещи обесценит это достижение?

Достижение делает медаль медалью, а не наоборот.

А достижения корейца и того сноубордиста - это их личные подвиги, а не гордость нашего российского спорта.

И я призываю вообще скептически и спокойнее отнестись к таким второстепенным вещам, как количество медалей во вторичных видах спорта. Одной медалью меньше, одной больше - да что мы, умрем из-за этого?

Это возвращает нас к старой дилемме "бронзовых медалей Евро-2008". Дескать, не было матча за 4-е место ,а вообще медали надо отобрать. Еще раз повторю: медали - это вещь. Вещь! Не всегда отражает суть.

И паспорт гражданина тоже может быть лишь вещью, за которой нет ни языка, ни культуры. ни прожитых лет в нашей стране.

Учитесь проникать в суть вещей. Мир спортивных достижений - это не только юридические формальности. Как вообще радость и гордость от победы наших спортсменов можно мерить нормами права? Не будет ни гордости, ни радости от победы натурализованного игрока!

Ну ,а если все же победа условного корейца с русским паспортом заставляет вас трепетать от гордости - наверно, с вами не все в порядке.

7. Во всех странах так делают! И побеждают!

А если ваш сосед по лестничной площадке будет сдавать жену в бордель, а ребенка заставлять побираться на улице, и за счет этих, мягко говоря, неэтичных вещей иметь неплохой доход, будете ли вы ему завидовать, его успеху и его достижениям?

Я, конечно, утрирую, но давайте относиться хладнокровнее к чужим примерам.

Вот Португалия натурализовала Деку и Пепе. Но это же бразильцы. Бразильцы потомки португальцев. Это их бывшая практически колония.

Вот немцы привекли турков и африканцев в сборную. Но эти ребята родились и выросли в Германии.

Вот во Франции множество африканцев - но из их бывших колоний, они лезут в свою метрополию, как пчелы в улей.

А какие у нас интересы, сферы влияния и культурные связи с Бразилией? Такие же, как с Марсом.

У нас же привлечение граждан из других стран - это мошенничество. Граждане из Грузии, Украины и других стран могут быть своими, это выходцы из постсоветского пространства, у нас до сих пор схожий менталитет, в конце концов, Россия - родина их государственности. Но бразилец?! Но кореец?!

Хорошо, допустим, все страны будут массово натурализовать игроков и дискредитируют идею национальных сборных. Но почему мы не можем сохранить свою уникальность?

8. Давайте натурализовывать только сильных спортсменов!

Нет, это все равно будет мошенничество. Принципы дороже. Не надо идти на компромиссы с совестью. Натурализовывать не надо никого.

9. Твой любимый Гус Хиддинк был иностранцем!

Тренер - мозг команды. Не он оставляет свой пот и свои силы на футбольном поле, не он демонстрирует спортивные навыки. Руководство - это околоспортивная вещь, но не сам спорт. Я бы даже причислил тренера (как бы тут ни визжали) к обслуживающему персоналу, но самого высокого порядка.

Для работы тренера не нужно преодолевать себя, свой организм, находя мотивацию в таких вещах, как любовь к своей стране, к своим болельщикам.

Я могу допустить, что Кокорин любит свою страну (несмотря на инцидент в Монако), но в то, что ее любит Марио Фернандес, не поверю никогда.

Вывод.

В натурализации нет ничего хорошего. Это унижение национального достоинства, а победы, добытые натурализованными игроками, обладают нехорошим привкусом. Люди, приветствующие натурализацию, обладают поверхностным недалеким мышлением и не способны отличить чистую победу от подделки.

И что самое забавное - в натурализации даже нет острейший необходимости.