5 мин.

Самое главное - думать не о проблеме, а о её решении

У каждого тренера есть своя философия, свой стиль. Используя свой багаж знаний и опыт, необходимо научиться правильно реагировать на быструю смену ситуации во время игры. Нужно хорошо знать своих игроков и стараться предвидеть то, что происходит на площадке.Только так можно развиваться что бы стать лучше. У каждого - своя дорога и нет готовых рецептов.  

qq

Одним из важных элементов успешности команды является правильный баланс использования игроков. В середине сезона, как правило он уже выработан.Моя же робота только началась,  и нужно было вплотную заняться этим. Во главу угла ставиться эффективность действий во время матча. Рассмотрим такой пример. Начало игры, берем одного из игроков который отлично начинает игру… несколько удачных атак, хорошая отработка защитных заданий… все вокруг довольны…. И сам игрок, чувствуя подъем в игре показывает все свои  возможности, физические и технические. Насколько его хватит и как будет выглядеть его игра, когда утомление организма возьмет своё? Если спортсмен не прочувствует изменения состояния и не отреагирует должным образом (например , попросив замену и т.п.), все закончится более или менее значимыми, но ошибками в защите, нападении и заменой, на негативной ноте. То есть, если чуть раньше сделать замену, каких-то отрицательных результатов можно было бы избежать. Но если принять во внимание то, что в игре принимают  участие 9-10 игроков, и зная своих подопечных, можно многое  предвидеть и улучшить качество игры команды. Важно работать с игроками помогая им узнать и понять себя. Не все были довольны перестройкой, но уже в первая игра показала позитивная динамика перемен. Каждому необходимо было пересмотреть свою роль на площадке.

oo

Многие ведь никогда не работали на максимальных оборотах, а не зная своих возможностей могли рассчитывать только на сильных партнеров или слепую удачу..  И это отдельная, большая и серьёзная тема....                                                                                                                                                                   И еще об  одной проблеме хотелось бы рассказать. Принимая команду после длинной серии поражений, главной задачей на тот период было разбудить, вывести из зоны застоя игроков. Но, после того, как были одержаны первые победы, появилась опасность самоуспокоения и возврат из стрессовой ситуации (последнее место в Лиге, что собственно и не поменялось на тот момент) в спокойное русло (в котором команда была до моего прихода). Проблема психологического плана, и должна быть под тренерским контролем  хотя, чаще всего лежит в плоскости индивидуальных качествах игроков. Но ее необходимо решать, поскольку велика вероятность реакции группы. А для наставника важно ограничить негативные воздействия на спортсменов и сохранить позитивную мотивацию подопечных. Этим  отличается  спортивная психология – учить игрока правильно реагировать не только тогда, когда появляются проблемы. Конечно, все люди разные, но выигранная игра является отличным моментом  для мотивации игрока быть еще  лучшим.                                                                                                              Как можно это сделать? Вот тот вариант которым я пользуюсь в своей работе и он приносит хорошие результаты. Мы стараемся анализировать и обговаривать прошедшую игру (обращаем внимания на  мелочи, не совсем заметные, на первый взгляд). Обмениваемся мнениями и если позитивные моменты воспринимаются легко и без возражений, то негативные – все предпочитают не обсуждать (игра то выиграна!! Цель достигнута!!), но это необходимо делать! А если над ошибками системно не работать – они сами не исчезнут. Чем это грозит? Поражением, разочарованием и  еще более глубокой психологичной “ямой”, а время то поджимает…  

oo

В таких случаях,  может помочь скаутинг игры (у меня есть своя статистика “экспресс” - вовремя каждой четверти, и “общая”  - после просмотра видео матча)  в котором регистрируется каждое действие игрока на площадке (позитивное и негативное), что помогает оценить его  полезность его  нахождения  в игре, минута по минуте.Это позволяет понять, насколько игрок готов играть c максимальной отдачей и когда ему необходим отдых.  А после игры можно спокойно анализировать (часто вместе с видиопросмотром) игру спортсмена и планировать работы над его плюсами и минусами. Позже все данные заносятся в “общую” таблицу, где пересчитываются все действия на единицу времени.Стараемся минимально сократить данные и сделать их понятным каждому. Конечно глобальных перемен добиться не получится, но если ставить небольшие, достижимые задачи игроку, то получается  удержать  концентрацию и отвлечь  от безразличия к результатам его работы. Конечно, этот анализ и вся “процедура”  занимает много времени и терпения. Но это необходимость…  И мы много разговаривали о нашей игре, смотрели нарезки, анализировали наши действия. Приятно было видеть  прогресс команды в игре в защите, по сравнению с нашими первыми совместными играми. 

 Так шаг за шагом игрок начинает лучше понимать, что от него требует тренер. Повышается уровень взаимного доверия, что позитивно влияет на качество игры.  На площадке нет равнодушных, каждый старается отыграть по максимуму, минимализировать количество "диких" атак и невынужденных ошибок.

К сожалению, мы можем только предполагать, как мог закончиться этот укороченный сезон. Но я надеюсь, что многие в нашей команде, включая меня, узнали больше о себе. Получили опыт работы в непростой ситуации и вышли с него с высоко поднятой головой. 

И теперь пришло время готовиться к следующему сезону.