6 мин.

Leadership genes

Выявить «ген лидерства», описать его – до сих пор никому не удалось. Концепции лидерства часто получаются весьма сложными, а чем сложнее концепция, тем меньше шансов применить ее в реальной жизни, но она максимально проста, описывает только одну из сторон проявления лидерских качеств и преследует совершенно определенные цели – повышение эффективности игры команды во время основных соревнований и игр. Умелое использование своей дальновидности, рассудительности, энергичности, выносливости, решительности, справедливости, безжалостности, самопознания и умение по достоинству оценить качества своих партнеров позволяет ему воздействовать на одноклубников, мотивируя их «выкладываться» по максимуму. Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство членов команды считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете.

Анализируя структуру спортивной команды с точки зрения лидерства, можно отметить, что поверхностное наблюдение нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, и стараются нести одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д. Но все-таки, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств и ситуации. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с партнерами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена. В ее составе могут быть потенциальный лидер пока с задатками лидера (но может стать им в будущем).

Пассивный лидер, имеющий природную гибкость, которая проявляется на бессознательном уровне. То есть, если в группе, куда он попал, нет ни одного лидера, он берет на себя «бремя» и ведет команду к цели. Однако если в группе имеется другой лидер, он без малейшего смущения становится подчиненным. Он чрезвычайно мобилен и может вести себя по-разному в различных группах. Обычно не предлагает активно себя на роль лидера. Убедившись, что на роль лидера претендентов нет, фактически начинает исполнять эту роль, но достаточно неуверенно, не акцентируя на этом внимания.

Для команды такой участник чрезвычайно полезен, однако иногда приходится применять некоторые техники, чтобы своими попытками стать лидером этот член команды не мешал остальным. Сам он не станет вызываться на роль лидера, но втайне мечтает, чтобы его назначили, хотя и думает об этой возможности с некоторой опаской.

Если в команде находится другой лидер, быстро уступает ему место, даже с некоторым облегчением, однако остается активным участником команды в роли подчиненного, но может лидировать в каком-то отдельном процессе.

Агрессивный лидер - единственный тип, который является для группы разрушительным, и за которым нужно следить с особым вниманием. С самого начала он старается захватить лидерские позиции. Много и громко говорит, пытается сразу задать ход обсуждения, активно высказывает свою точку зрения, позиционируя ее как единственно верную. Не склонен к длительным обсуждениям, демократии, голосованиям. Может один выполнить большую часть работы всей группы. Особенность данного типа – он хочет быть лидером всегда, в любой ситуации, при любых обстоятельствах. Если в группе такой лидер является единственным, особых проблем не возникает, главное, чтобы никто не пытался оспорить его роль. Однако если таких к команде больше одного – большая вероятность, что команда будет работать неэффективно. Никто не захочет уступить первенство, и вместо того, чтобы работать по поставленной задаче, вся группа будет вовлечена в их противостояние внутри команды и эффективность будет чрезвычайно низкой, а в отдельных случаях она стремится к нулю

Ведущий лидер (обычно это игроки High level), который не спешит захватывать лидерство, сначала внимательно оценивает ситуацию, обстановку в команде. После анализа предлагает возможные варианты взаимодействия. Нацелен на достижение максимальной эффективности работы команды, может оценить группу на предмет наличия лидеров в ней, и может трансформировать группу, распределить роли, однако роль лидера он может уступить другому участнику, если это будет эффективней. В зависимости от обстоятельств он может быть в команде лидером или подчиненным, сознательно, ставя интересы группы выше своих.

Нелидеры – типичный подчиненный, последователь, который вряд ли когда-то станет лидером. Это достаточно часто встречающийся тип, но имеет свою ценность, так как «» составляют большую часть любой команды и являются, по сути, основной рабочей силой. Такой типаж часто малообщителен, старается быть незаметным либо выбрать себе откровенно ведомую роль, например, Игрока играющего в защите против лидера соперника и т.п. .

Хорошая команда – это один лидер любого типа + подчиненные. Следует избегать следующих сочетаний:

• более одного активного лидера в команде,

• команда без лидеров вообще,

• команда без подчиненных (одни лидеры).

А что же тренер? Лидерское поведение тренера и установление правильных взаимоотношений в системе «лидер-тренер — лидер-спортсмен» — дело сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и его командных лидеров. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, организация трен. процесса у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).

Тренер, как лидер команды с очевидными признаками власти, и лидер-спортсмен должны суметь сформировать у себя правильное отношение к умеренной внутригрупповой напряженности и конфликтам, возникающим между членами команды. Наличие умеренных межличностных конфликтов, по-видимому, свидетельствует о том, что большинство членов команды ориентированы больше на задачу, чем на межличностные отношения, что обычно характерно для групп, выступающих более успешно. Тренер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать тяготы временной непопулярности во время напряженных тренировок и отказаться от шуток и дурачества ради серьезных и длительных успехов в предстоящих соревнованиях. Если окажется, что тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможным огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным. Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов. Поэтому тренерам необходимо проанализировать свое поведение и деятельность с помощью различных средств (видеозаписей, киносъемки, в ходе стандартизированных и нестандартизированных опросов и бесед), чтобы привести их в соответствие со своим представлением о себе. И действительно, даже сама попытка к самосовершенствованию поможет сформировать положительное отношение к тренеру со стороны спортсменов.

«Есть два типа людей: те, кто выполняет работу, и те, кто приписывает заслуги себе. Постарайтесь быть в первой группе; там меньше конкуренции», Индира Ганди.